platonsokrat

Category:

15 самых известных картин в музеях Петербурга

Об этих картинах ходят легенды, написаны тысячи статей и сотни книг. Некоторые из них пережили трагические события или попытки уничтожения. Многие из них были куплены лично императорами, пережили революцию или переехали навсегда из Москвы. Сегодня расскажем о произведениях, возле которых стоит задержаться хотя бы раз в жизни. И все они находятся в Петербурге! 

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа

Ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам — российской художественной династии Бенуа. В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы.
Но общественность хотела, чтобы картина осталась в России, а потому семья Бенуа уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей Эрмитажу. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции. Полотно представлено в зале № 214 Большого (Старого) Эрмитажа.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта

Картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Название картины происходит от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века. Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти ученика Леонардо – Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Эрмитаж, однако, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная

В основе сюжета — древнегреческий миф о Зевсе, пришедшем к прекрасной Данае в виде золотого дождя. Картина была приобретена Екатериной II в 1772 году для Эрмитажа. В субботу 15 июня 1985 года один из экскурсантов Эрмитада выплеснул серную кислоту прямо в центр холста. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. Картину удалось восстановить полностью только спустя 12 лет. Увидеть ее можно в зале № 254 Нового Эрмитажа.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

«Возвращение блудного сына» — одна из самых известных работ Рембрандта, над которой мастер трудился не один десяток лет. Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина

Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио, который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами. В 1850 году картина была приобретена Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа, её можно увидеть в зале № 221 Большого (Старого) Эрмитажа.

Караваджо. Юноша с лютней

Одна из ранних картин Караваджо, для которой позировал его любимец Марио Миннити. Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного. Эрмитажная версия недавно была отреставрирована и с 7 декабря 2017 года будет демонстрироваться в Аполлоновом зале Эрмитажа.

Анри Матисс. Танец

Картина 1910 года французского художника Анри Матисса существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Московский коллекционер Сергей Щукин посетив парижскую мастерскую художника в 1906 году, заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке. После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург. «Танец» и «Музыка» хранятся в зале № 440 Главного штаба.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Эпическое полотно из коллекции Русского музея «Последний день Помпеи» (Михайловский дворец, зал № 14) рассказывает об извержении вулкана Везувий, уничтожившем в 79 году целый город. Многофигурная композиция впечатляет мастерством проработки деталей, динамикой и невероятной эмоциональностью. Кстати, на картине можно найти и Брюллова: художник изобразил себя в левом нижнем углу.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Как гласит история, в 1675 году турецкий султан прислал запорожцам письмо с предложением перейти к нему в подчинение. Те не стали тянуть с ответом и отправили Мехмеду IV ответ, полный насмешек и издевательств. Момент составления послания и запечатлён на картине Ильи Репина. Натурщиками послужили известные современники художника, среди которых, к примеру, Владимир Гиляровский. Полотно можно увидеть в зале № 34 Михайловского дворца.

Илья Репин. Бурлаки на Волге

Ещё одна гордость Русского музея — произведение Ильи Репина «Бурлаки на Волге». По мнению многих специалистов, живописец стремился не просто рассказать о бурлачестве, но затронуть тему силы и покорности простого русского народа. В «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский назвал работу Репина «подлинным торжеством правды в искусстве». Картина демонстрируется в зале № 33 Михайловского дворца.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье

«Витязь на распутье» — одна из знаковых картин Виктора Васнецова на сказочно-былинную тему. На создание полотна автора вдохновила былина «Илья Муромец и разбойники». Надпись на камне соответствует знаменитому фольклорному предостережению. Интересный факт: образ витязя воспроизведён на надгробии художника. Картина висит в Михайловском дворце в зале № 38.

Иван Айвазовский. Девятый вал

Масштабное полотно Ивана Айвазовского «Девятый вал», представленное Михайловском дворце в зале № 14, изображает буйство морской стихии и людей, пытающихся сопротивляться силам природы. Несмотря на кажущуюся безнадёжность ситуации (на терпящих кораблекрушение персонажей вот-вот обрушится мощнейший девятый вал), художник оставляет некоторую надежду на спасение: сквозь тучи пробиваются солнечные лучи.

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Ида Рубинштейн вдохновила не одного известного художника. В числе авторов, писавших грацию танцовщицы и актрисы, был и Валентин Серов. Героиня картины представлена обнажённой, без какой-либо идеализации облика. Напротив, автор намеренно подчеркнул резкую пластику тела Рубинштейн. Портрет можно увидеть в зале № 69 корпуса Бенуа.

Карл Брюллов. Итальянский полдень

«Итальянский полдень» относится к числу тех произведений, при помощи которых Карл Брюллов внедрял реализм в академическую систему. В простом бытовом сюжете художник увидел особую красоту и притягательность, что, впрочем, оценили далеко не все его современники. Наполненная светом картина представлена в зале № 14 Михайловского дворца.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем

Созданная в 1918 году «Купчиха за чаем» — гимн ушедшей в прошлое эпохе с её пышными белокожими красавицами, богатыми трапезами, начищенными самоварами, сахарными арбузами и тем невероятным спокойствием, которым были пропитаны лазоревые вечера. Дореволюционное чаепитие происходит в корпусе Бенуа в зале № 71.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic