platonsokrat

Category:

Художественные музеи. Лувр, Франция.

Альбрехт Дюрер.

Автопортрет с чертополохом. 1493

На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. Надпись в верхней части картины справа от указания года 1493 звучит следующим образом:

My sach die gat
als es oben schtat

На современном немецком эта надпись выглядит следующим образом:

Meine Sachen werden von oben bestimmt

и переводится как: мои дела определяются сверху. Этим самым Дюрер выражает свою преданность Богу, которая подчёркивается чертополохом в его руке. Под серой накидкой видны розово-фиолетовые шнуры которые охватывают рубашку на груди художника и придают тем самым полотну дополнительный цветовой оттенок.

На момент написания этого автопортрета Дюреру было 22 года. Он создал его в Страсбурге во время своих странствований,

Косой взгляд является характерным признаком для всех автопортретов Дюрера. Правый зрачок находится в крайнем уголке глаза, в то время как левый зрачок смотрит прямо. Это объясняется тем, что Дюрер писал автопортрет, глядя на себя в зеркало.

Иероним Босх.

Корабль дураков.

1490-1500

Босх - один из самых необычных нидерландских живописцев. Его картины не воспринимали всерьёз вплоть до XIX века. Лишь изучение наследия Босха показала глубокую символичность его творчества.

Яркий пример - картина "Корабль дураков", посвященная порокам, глупости и злу. В центре изображены аббат и монахиня, погрязшие в мирских усладах. Они окружены символами распутства - вишнями, лютней и ореховым деревом.

Фигура, сидящего в стороне шута, согласно средневековой морали, олицетворяет порок, грех и безбожие.

Джузеппе Арчимбольдо.

Лето. 1573.

Холст, масло. 76x63,5

   Творчество Джузеппе Арчимбольдо (1527-1588), представителя маньеризма, весьма необычно. Он создавал портреты современников, но так, как этого никто до него не делал. Лица людей удивительным образом составлялись, подобно мозаике, из различных фруктов, овощей, цветов, птичьих перьев (а иногда и целых птиц), рыб, раковин и прочих даров моря, а также других предметов и их частей. Все они по тем или иным признакам ассоциировались художником с конкретным создаваемым образом. Каждый раз ему удавалось придать своему «творению» неповторимую внешность и даже немного раскрыть его характер.

«Лето» - пример такой метаморфозной картины из цикла «Времена года», символизирующего развитие человеческой жизни. «Лето» - молодость. На полотне торжествуют яркие краски, лицо «выложено» из сезонных фруктов и овощей.

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Автопортрет у мольберта.

около 1660 г.

Рембрандта ещё при жизни называли "королем живописцев". Он оставил необычайно богатое и разнообразное наследие: портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, картины на исторические, библейские и мифологические темы.

Особое место в творчестве художника занимает автопортрет. Известно коло 80 картин, гравюр и рисунков в этом жанре.

"Автопортрет у мольберта" написан зрелым мастером. Рембрандт изобразил себя в интерьере будничного труда живописца. Особое значение приобретает цветовая гамма:темно-коричневый фон кажется безмерно  глубоким, скрывающим многое и невидимое - всю прошлую жизнь художника. И только на его руки с кистью и палитрой падает яркий свет, привлекая внимание зрителя.

Это полотно приобрёл Людовик XIV. Оно стало первой картиной мастера в Лувре.

Питер Пауль Рубенс.

Рождение дофина. 1622-1625

Холст, 394 х 295 см.

В 1622 году Рубенс заключил договор на исполнение цикла картин о жизни семьи королевы Марии Медичи. За три года (с помощью учеников) мастер создал 24 картины, украсившие стены Люксембургского дворца. На лучшей картине цикла "Рождение дофина" фигуру королевы окружают придворные и античные боги. Младенца держит гений здоровья, а Фемида, стоящая рядом, берет младенца под своё покровительство. Богиня плодородия Кибела награждает королеву корзиной с цветами и маленькими детьми.

Питер Клас.

Натюрморт с музыкальными инструментами. 1623 г.

Один из знаменитых художников голландской школы живописи Питер Клаас (около 1597-1661) писал прекрасные реалистичные натюрморты, в которых тщательно воссоздавал быт городских бюргеров. В его работах чувствуется любовь к вещам, окружающим человека в повседневной жизни. Предметный мир обретает свою философию: каждая вещь создана умелыми руками, будь это свежевыпеченный хлеб или бокал тончайшего стекла, изготовленный искусным мастером. Вещи служат человеку, создают необходимые тепло и уют, украшая его жизнь. Можно долго рассматривать натюрморты Клааса, на которых каждый предмет выписан так тщательно, с такой превосходной передачей фактуры материала и игры света на его поверхности, что невольно задаешься вопросом, может ли эта вещь на самом деле быть столь хороша, сколь она прекрасна на данной картине. В картинах мастера все имеет значение, ничего нет случайного или второстепенного. Каждый предмет может рассказать свою историю, и все они повествуют о быте горожан XVII века.

Франсуа Буше.

Завтрак. 1739

Картина "Завтра" - один из примеров жанровых сцен Буше.  Полагают, что на ней изображена жена и двое детей художника. На завтрак у очаровательного семейства - горячий шоколад, напиток, который вошел в моду во Франции. Резные панели стен, изящные часы, китайская статуэтка - все эти изысканные детали интерьера напоминают о господствовавшем в то время стиле рококо. Но важны не только мастерски выписанные детали интерьера и костюмов - художник сумел сделать простую жизненную зарисовку занимательной, а всех персонажей - объединить общим настроением.

Джошуа Рейнольдс.

Мастер Хэйр.

1788-1789

Английский художник Джошуа Рейнольдс был блестящим мастером портретов.  Им создана прекрасная галерея парадных портретов, но наиболее известны его портреты детей. Самая знаменита хранится во Франции, - портрет Фрэнсиса Джорджа Хэйра ("Мастер Хэйр").

Мальчику не более двух лет. Он одет в платье - традиционную для той поры детскую одежду независимо от пола.  Рейнольдс поразительно точно передал непосредственность позы ребёнка. Взметнувшиеся локоны, розовые щеки, жест поднятой руки - всё это создаёт ощущение спонтанности, движения, оживляет полотно.

Жан Огюст Доминик Энгр.

Портрет Мадемуазель Ривьер. 1806

Многие, особенно ранние произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью колорита. в этот ранний период своего творчества  Энгр сумел создать очаровательный тип женского портрета, которого придерживался потом в течение еще многих лет.

В Салоне 1806 года экспонировался «Портрет мадемуазель Каролины Ривьер», написанный в том же году. Это, безусловно, одно из замечательных произведений художника. На фоне идиллического деревенского пейзажа светлым силуэтом застыла фигурка молодой девушки. Портрет выполнен с высочайшим мастерством рисунка, который был основой творческой манеры Энгра. С удивительным умением художник показывает и немного раскосые печальные глаза, и пухлые губки, и тонко очерченный овал лица. Перед нами совсем юная девушка. Художник изобразил Каролину в возрасте пятнадцати лет, и в этом же году она умрет. Грустные глаза, лихорадочный румянец щек, хрупкость всего образа девушки служат как бы предвестником ее столь ранней смерти.

Портрет передан в Лувр в 1870 году по завещанию мадам Ривьер.

Эжен Делакруа.

Свобода на баррикадах.

1830

Сначала Делакруа хотел отразить один из резонансных эпизодов Июльской революции в Париже. Например, смерть д Аркюля - молодого повстанца, отдавшего жизнь за взятие городской ратуши. Однако со временем идея картины разрослась до изображения масштабного, необъятного по размаху события. Родился образ свободы, которая, подобно д Аркюлю, увлекает за собой народ. А картина стала символом Июльской революции.

Это была одна из самых любимых картин художника. Делакруа приложил немало усилий, чтобы она попала в Лувр.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic