platonsokrat

Categories:

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

В Санкт-Петербурге десятки достопримечательностей и памятных мест, но Исаакиевский собор неизменно входит в программу любого туриста. Он впечатляет своей красотой и монументальностью.

История строительства

Исаакиевский собор освящен в честь Исаакия Далматского - небесного покровителя Петра I. История его создания начинается в далеком 1706 году, когда царь повелел построить деревянную церковь для Адмиралтейства. Храм был освящен в 1710 году, а в 1712 году в нем венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Вскоре оказалось, что церковь мала для стремительно растущего города, и было принято решение построить другой храм.

В 1717 году начали строительство второй Исаакиевской церкови. По преданию первый камень в фундамент будущего храма заложил сам царь Петр. Строительные работы продолжались до 1728 года. За это время сменилось несколько архитекторов. Второй храм по внешнему облику сильного отличался от современного и напоминал скорее Петропавловский собор. Вскоре стало ясно, что церковь построили в неудачном месте - не укрепленный берег Невы постоянно разрушался, и вода подмывала фундамент. По заключению архитектора Чевакинского сохранить здание не представлялось возможным.

В 1761 году начались проектные работы над третьим зданием Исаакиевского собора. В 1768 году по распоряжению Екатерины II состоялась торжественная закладка нового храма. Строительство велось по проекту архитектора Антонио Ринальди, но итальянец уехал на родину после смерти царицы, не завершив свою работу. При Павле I возведение храма продолжил Винченцо Бренне. Сначала он следовал проекту Ринальди, но из-за недостатка средств, отсутствия мрамора на облицовку, проект пришлось исказить. Храм получился приземистым, неуклюжим и с нелепым сочетанием роскошной основы из мрамора и стен из кирпича. Исаакиевский собор завершили в 1802 году, но общественное мнение сразу же пришло к выводу, что его необходимо перестроить, потому что оно вызывает насмешки и портит вид города.

Чтобы выбрать архитектора для реконструкции собора, был организован конкурс. Одно из условий требовало при создании проекта сохранить алтарную часть существующего храма. Императору понравились рисунки, которые представил архитектор Огюст Монферран. В 1819 году в торжественной обстановке началось строительство нового собора. Уже в разгаре работ оказалось, что архитектор допустил серьезные ошибки при проектировании. Это вызвало долгие споры, которые завершились только в 1825 году созданием нового проекта, в котором допущенные ошибки были исправлены.

Строительство началось с подготовки фундамента. Монументальное здание, спроектированное Монферраном, требовало мощного основания. Для этого в грунт увесистыми чугунными бабами вколотили более 10 тысяч еловых свай. Эти работы заняли около пяти лет.

Невероятно сложной технической задачей стало создание монолитных гранитных колонн. Камень для них добывали на каменоломнях неподалеку от Выборга, а затем доставляли по воде на специальных плоскодонных судах. Колонны приводили в вертикальное состояние с помощью сложных деревянных конструкций. А позднее инженеры осуществили еще одну сложную задачу - подняли 24 колонны каждая по 64 тонны весом на высоту 40 метров. На установку колонн приходили посмотреть местные жители и даже члены императорской семьи. Толщина стен достигала 2,5-5 метров, а мраморной облицовки - 40-50 см снаружи и 15-20 см внутри. Еще одно инженерное решение заключалось в изготовлении купола не каменным, а полностью металлическим, чтобы облегчить его вес. Золотили купол методом огневого золочения, в результате от ядовитых паров умерли 60 рабочих. Всего в работах по строительству Исаакиевского собора участвовали около 400 тысяч крестьян. Четвертая часть из них погибла на стройке.

Основные работы закончили к 1842 году, но после этого еще 16 лет собор оформляли. Таким образом строительство заняло около 40 лет. Храм освятили 30 мая 1858 года в день Исаакия Далматского.

Огюст Монферран

Александр Дюма называл этого выдающегося архитектора «Микеланджело Севера». Он сумел воплотить технически сложную задачу, которую поставил перед ним Александр I, и возвел уникальный храм. Родился Монферран во Франции и учился в Парижской академии архитектуры. В 1814 году после вступления русских войск в Париж Монферрану удалось получить аудиенцию у Александра I и вручить ему альбом со своими проектами, где кроме рисунков были указаны материалы и стоимость работ. Александру I понравился молодой архитектор, и царь пригласил его в Россию.

Существует легенда, что создателю Исаакиевского собора предсказали смерть вскоре после окончания строительства. В связи с этим многие считали, что Монферран искусственно затягивал строки работ, которые длились около 40 лет, чтобы отсрочить гибель. Умер он через месяц после окончания строительства от ревматизма. Было ли это результатом предсказания или просто совпадением, сказать невозможно.

Купол

Купол Исаакиевского собора стал третьим в мире, выполненным из металла. Это решение было предложено Монферраном, чтобы облегчить и без того тяжеловесную конструкцию, сохранив при этом прочность. Для отливки купола использовали 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На позолоту главного купола и четырех малых ушло около 100 килограмм золота.

Коллонада

Верхняя колоннада Исаакиевского собора - это уникальная возможность полюбоваться Санкт-Петербургом с высоты 43 метров, а появилась у туристов такая возможность благодаря труду огромного количества человек и инженерной смекалке архитектора. Состоит она из 24 колонн (каждая весом 64 тонны). Ее возведение заняло 2 месяца. Колоннаду украшают фигуры двенадцати апостолов. Нижняя колоннада состоит из 112 колонн высотой 17 метров.

Материалы

Собор отличается не только красотой и богатством убранства, но и разнообразием материалов, использованных при строительстве. В дело пошли гранит, несколько разновидностей мрамора, малахит, порфир, сланец, лазурит. Необходимые материалы привозились со всей России. В Исаакиевском соборе установлен бюст Огюста Монферрана, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве. Во внутренней отделке необыкновенную торжественность придают украшения из ценных камней.

Для отливки купола использовался металл - почти 1000 тонн бронзы. Для позолоты купола и внутренней отделки - около 400 тонн золота.

Внутреннее убранство

В 1841 году начались работы над внутренним убранством собора. В них принимали участие в составе большого коллектива такие прославленные художники, как Карл Брюллов и Петр Клодт. Сложность живописных работ заключалась в высокой влажности и неустойчивых температурах. Отдельные участки росписи приходилось переделывать. По этой причине решено было использовать в создании декора мозаику. Всего было создано 62 мозаики, для которых использовали смальту 12 тысяч оттенков. В соборе три алтаря посвященные Исаакию Далматскому (главный), Великомученице Екатерине и князю Александру Невскому.

Внешнее убранство

Для внешнего убранства скульпторы отлили более 350 горельефов и статуй. Двенадцать апостолов украшают колонные портики. Вокруг купола и на крыше расположены ангелы. Фронтоны с четырех сторон украшены горельефами. Главная тема скульптурных композиций - земная жизнь Христа и ее прославление.

Смотровая площадка

В последнее время верхняя колоннада Исаакиевского собора превращена в смотровую площадку, с которой можно увидеть весь город. Это одна из любимейших достопримечательностей. Чтобы подняться на нее, нужно преодолеть 200 ступеней.

Интересные факты:

  • Исаакиевский собор строился очень долго и после его завершения еще долго не убирали леса, доделывая разные мелочи. В связи с этим появилось предание, что пока на соборе стоят леса, столько и будут править Романовы. Это подкреплялось еще и тем, что работы финансировала царская династия. А убрали последние леса только в 1917 году незадолго до отречения Николая II.
  • Строительство Исаакиевского собора было запечатлено на одной из первых в России фотографий.
  • После революции в храме открыли антирелигиозный музей. К куполу был подвешен маятник Фуко, который демонстрировал силу вращения Земли.
  • Во времена Великой Отечественной войны фашистские летчики не бомбили собор специально, хотя он и был заметной мишенью, но осколки от взрывов все же повредили храм. Следы от бомбежек сохранились местами до сих пор. В блокаду в соборе хранились экспонаты ленинградских музеев.
  • С 1948 года Исаакиевский собор функционирует как музей.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic